Неточные совпадения
— Вот, я даже записала два, три его парадокса, например: «Торжество социальной справедливости будет
началом духовной смерти людей». Как тебе нравится? Или: «
Начало и конец жизни — в личности, а так как личность неповторима, история — не повторяется». Тебе скучно? — вдруг спросила она.
Видишь ли, в чем дело, если внешний мир движется одной бессознательной волей, получившей свое конечное выражение в ритме и числе, то неизмеримо обширнейший внутренний мир основан тоже на гармоническом
начале, но гораздо более тонком, ускользающем от меры и числа, — это
начало духовной субстанции.
Но это трансцендентное
начало святости, становящееся посредником между Богом и человеком, должно что-то делать для русского человека, ему помогать и его спасать, за него совершать нравственную и
духовную работу.
Для других германский народ оказался носителем антихристианских
начал, ложной
духовной культуры, и потому война с ним — священная война.
Зверино-земное
начало в человеке, не привыкшем к
духовной работе над собой, к претворению низшей природы в высшую, оказывается предоставленным на произвол судьбы.
Сосредоточенность на материальной стороне жизни, которая наиболее далека от свободы, ведет к тому, что в ней
начинают видеть не средства, а цель жизни, творческую
духовную жизнь или совсем отрицают, или подчиняют материальной жизни, от нее получают директивы.
В самой Европе скрыты самые противоположные
начала, самые враждебные стихии, самые взаимоисключающие
духовные типы.
Из этого безвыходного круга есть только один выход: раскрытие внутри самой России, в ее
духовной глубине мужественного, личного, оформляющего
начала, овладение собственной национальной стихией, имманентное пробуждение мужественного, светоносного сознания.
Так в Германии в
начале XIX века
духовный национальный подъем у Фихте переступил свои границы и превратился в германский мессианизм.
Духовный голод, неудовлетворенность натуралистической национальной пищей, есть знак освобождения мужественного
начала личности.
Через
духовное в себе
начало человек не подчинен природе и независим от нее, хотя природные силы могут его убить.
В века новой истории, которая уже перестала быть новой и стала очень старой, все сферы культуры и общественной жизни
начали жить и развиваться лишь по собственному закону, не подчиняясь никакому
духовному центру.
Эта Марфа Игнатьевна была женщина не только не глупая, но, может быть, и умнее своего супруга, по меньшей мере рассудительнее его в делах житейских, а между тем она ему подчинялась безропотно и безответно, с самого
начала супружества, и бесспорно уважала его за
духовный верх.
Окончивши, он поспешно
начал завертывать Евангелие и крест. Цынский, едва приподнявшись, сказал ему, что он может идти. После этого он обратился ко мне и перевел
духовную речь на гражданский язык.
Доктор выходил из себя, бесился, тем больше, что другими средствами не мог взять, находил воззрения Ларисы Дмитриевны женскими капризами, ссылался на Шеллинговы чтения об академическом учении и читал отрывки из Бурдаховой физиологии для доказательства, что в человеке есть
начало вечное и
духовное, а внутри природы спрятан какой-то личный Geist. [дух (нем.).]
А. Белый характерен для разных течений
начала века, потому что он не мог оставаться в чистой литературе и в эстетическом сознании, его символизм носил мистический и оккультический характер, он отражал все
духовные настроения и искания эпохи.
Но очень скоро меня
начало отчуждать от него решительное преобладание политики над проблемами
духовными и уклон вправо в самой политике.
Переживание греховности, понятое как единственное и всеобъемлющее
начало духовной жизни, не может привести к творческому подъему и озарению, оно должно перейти в другое переживание, чтобы произошло возрождение жизни.
Я потом
начал сознавать, что ответственность за духоборческий, враждебный
духовной культуре характер русской революции лежит на деятелях русского ренессанса
начала XX века.
Я
начал формироваться во вторую половину 80 годов, когда в России происходила подземная
духовная работа.
Духовное движение, которое существовало и в России и в Европе в конце XIX и
начале XX века, оттеснено.
Мне чужд его непреодолимый дуализм
духовного и теллургического
начала, при котором теллургическое
начало, определяющее политику, не подчинено никаким моральным
началам, мне чужда его скорее индусская, чем христианская, духовность.
Нигилизм, захвативший в 60 годы часть интеллигенции, теперь перешел на народный слой, в который
начало проникать элементарное просвещенство, культ естественных наук и техники, примат экономики над
духовной культурой.
Но последствия творческого
духовного подъема
начала XX века не могут быть истреблены, многое осталось и будет в будущем восстановлено.
Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил
духовный ренессанс
начала ХХ века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено.
В самом
начале моего
духовного пути у меня не было встреч с людьми, которые имели бы на меня влияние.
Я тогда уже пережил внутреннее потрясение, осмыслил для себя события и
начал проявлять большую активность, читал много лекций, докладов, много писал, спорил, был очень деятелен в Союзе писателей, основал Вольную академию
духовной культуры.
Нотариус оседлал нос очками, придвинул бумагу к самой свече и прочел ее до конца с большим вниманием. Потом он через очки посмотрел на клиента, пожевал сухими губами и опять принялся перечитывать с самого
начала. Эта деловая медленность
начинала злить Харитона Артемьича. Ведь вот как эти приказные ломаются над живым человеком! Кажется, взял бы да и стукнул прямо по башке старую канцелярскую крысу. А нотариус сложил попрежнему
духовную и, возвращая, проговорил каким-то деревянным голосом...
Они
начали утверждать форму диалектического материализма, в которой исчезает детерминизм, раньше столь бросавшийся в глаза в марксизме; почти исчезает и материя, которой приписываются
духовные качества — возможность самодвижения изнутри, внутренняя свобода и разумность.
Огромное влияние он имел позже на
духовный ренессанс
начала XX в., когда в части русской интеллигенции произошел
духовный кризис.
Интересно, что в
начале XIX в., когда у нас было мистическое движение и в культурном слое и в народе, Я. Бёме проник и в народный слой, охваченный
духовными исканиями, и его настолько почитали, что даже называли «иже во отцех наших святой Яков Бёме».
Чистая мистика переживаний, мистика субъективная и
духовная ниже мистики языческой, в которой было
начало объективно-космическое.
Впрочем, возрождение языческое может иметь значение для возрождения христианского потому, что в язычестве было объективно-космическое
начало церкви и правда язычества может быть противопоставлена субъективности протестантизма и
духовного христианства.
Авгарь подчинялась своему
духовному брату во всем и слушала каждое его слово, как откровение. Когда на нее накатывался тяжелый стих,
духовный брат Конон распевал псалмы или читал от писания. Это успокаивало
духовную сестру, и ее молодое лицо точно светлело. Остальное время уходило на маленького Глеба, который уже
начинал бодро ходить около лавки и детским лепетом называл мать сестрой.
По диванам и козеткам довольно обширной квартиры Райнера расселились: 1) студент Лукьян Прорвич, молодой человек, недовольный университетскими порядками и желавший утверждения в обществе коммунистических
начал, безбрачия и вообще естественной жизни; 2) Неофит Кусицын, студент, окончивший курс, — маленький, вострорыленький, гнусливый человек, лишенный средств совладать с своим самолюбием, также поставивший себе обязанностью написать свое имя в ряду первых поборников естественной жизни; 3) Феофан Котырло, то, что поляки характеристично называют wielke nic, [Букв.: великое ничто (польск.).] — человек, не умеющий ничего понимать иначе, как понимает Кусицын, а впрочем, тоже коммунист и естественник; 4) лекарь Сулима, человек без занятий и без определенного направления, но с непреодолимым влечением к бездействию и покою; лицом черен, глаза словно две маслины; 5) Никон Ревякин, уволенный из
духовного ведомства иподиакон, умеющий везде пристроиваться на чужой счет и почитаемый неповрежденным типом широкой русской натуры; искателен и не прочь действовать исподтишка против лучшего из своих благодетелей; 6) Емельян Бочаров, толстый белокурый студент, способный на все и ничего не делающий; из всех его способностей более других разрабатывается им способность противоречить себе на каждом шагу и не считаться деньгами, и 7) Авдотья Григорьевна Быстрова, двадцатилетняя девица, не знающая, что ей делать, но полная презрения к обыкновенному труду.
Это наивное раздвоение ребенка и размышляющей женщины, эта детская и в высшей степени правдивая жажда истины и справедливости и непоколебимая вера в свои стремления — все это освещало ее лицо каким-то прекрасным светом искренности, придавало ему какую-то высшую,
духовную красоту, и вы
начинали понимать, что не так скоро можно исчерпать все значение этой красоты, которая не поддается вся сразу каждому обыкновенному, безучастному взгляду.
Проворно выходил он из алтаря, очень долго молился перед царскими вратами и потом уже
начинал произносить крестопоклонные изречения: «Господи владыко живота моего!» Положив три поклона, он еще долее молился и вслед за тем, как бы в
духовном восторге, громко воскликнув: «Господи владыко живота моего!», клал четвертый земной поклон и, порывисто кланяясь молящимся, уходил в алтарь.
Егор Егорыч слушал капитана весьма внимательно: его
начинало серьезно занимать, каким образом в таком, по-видимому, чувственном и мясистом теле, каково оно было у капитана, могло обитать столько
духовных инстинктов.
— Государь Александр Павлович, —
начал он, — был один из самых острых и тонких умов, и очень возможно, что он бывал у madame Татариновой, желая ведать все возрастания и все уклонения в
духовном движении людей…
Так дело шло до
начала двадцатых годов, с наступлением которых, как я уже сказал и прежде, над масонством стали разражаться удар за ударом, из числа которых один упал и на голову отца Василия, как самого выдающегося масона из
духовных лиц: из богатого московского прихода он был переведен в сельскую церковь.
Сколько ни досадно было Крапчику выслушать такой ответ дочери, но он скрыл это и вообще за последнее время стал заметно пасовать перед Катрин, и не столько по любви и снисходительности к своему отпрыску, сколько потому, что отпрыск этот
начал обнаруживать характер вряд ли не посердитей и не поупрямей папенькина, и при этом еще Крапчик не мог не принимать в расчет, что значительная часть состояния, на которое он, живя дурно с женою, не успел у нее выцарапать
духовной, принадлежала Катрин, а не ему.
В каждом из нас должен совершаться процесс
духовного и телесного тления и в нас должны отделяться чуждые смешения от небесного
начала.
И вдруг, только что
начал он развивать мысль (к чаю в этот день был подан теплый, свежеиспеченный хлеб), что хлеб бывает разный: видимый, который мы едими через это тело свое поддерживаем, и невидимый,
духовный, который мы вкушаеми тем стяжаем себе душу, как Евпраксеюшка самым бесцеремонным образом перебила его разглагольствия.
Этот
духовный элемент, столь близкий к народу, с другой стороны, видимо
начинает сближаться и со всею земщиной, то есть с поместным дворянством.
Но она со всею своею превосходною скромностью и со всею с этою женскою кокетерией, которую хотя и попадья, но от природы унаследовала, вдруг и взаправду коварно
начала меня обольщать воспоминаниями минувшей моей юности, напоминая, что тому, о чем она намекнула, нетрудно было статься, ибо был будто бы я столь собою пригож, что когда приехал к ее отцу в город Фатеж на ней свататься, то все девицы не только
духовные, но даже и светские по мне вздыхали!
Деятельность русской церкви, несмотря на весь тот внешний лоск современности, учености, духовности, который ее члены теперь
начинают принимать в своих сочинениях, статьях, в
духовных журналах и проповедях, состоит только в том, чтобы не только держать народ в том состоянии грубого и дикого идолопоклонства, в котором он находился, но еще усиливать и распространять суеверие и религиозное невежество, вытесняя из народа живущее в нем рядом с идолопоклонством жизненное понимание христианства.
Помпадур понял это противоречие и, для
начала, признал безусловно верною только первую половину правителевой философии, то есть, что на свете нет ничего безусловно-обеспеченного, ничего такого, что не подчинялось бы закону поры и времени. Он обнял совокупность явлений, лежавших в районе его
духовного ока, и вынужден был согласиться, что весь мир стоит на этом краеугольном камне «Всё тут-с». Придя к этому заключению и применяя его специально к обывателю, он даже расчувствовался.
Как бы то ни было, кончив курс по медицинскому факультету, он в священники не постригся. Набожности он не проявлял и на
духовную особу в
начале своей врачебной карьеры походил так же мало, как теперь.
С этой
духовной стороны она и
начала свое вдовье господарство. Первым ее делом было потребовать из церквей исповедные росписи и сличить, кто из крестьян ходит и кто не ходит в церковь? От неходящих, которые принадлежали к расколу, она потребовала только чтоб они ей откровенно сознались, и заказала, чтобы их причет не смущал и не неволил к требам. Она о них говорила...
Однажды — это было, когда Михайле Борисовичу стукнуло уже за шестьдесят — перед
началом одной
духовной церемонии кто-то заметил ему: «Ваше высокопревосходительство, вы бы изволили сесть, пока служба не началась»…